Краткая справка о школе Общие сведения о школе МОУ «Шелтозерская средняя школа» создана решением XXVI сессии Волостного совета II созыва от 27.11.2001 г. № 2 «О создании муниципальных образовательных учреждений». Постановлением Главы Прионежского муниципального района от 23.01.2006 г. № 84 Шелтозерская средняя школа переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Шелтозерская средняя общеобразовательная школа». Постановлением Главы Прионежского муниципального района от 25.05.2007 г. № 471 проведена реорганизация МОУ «Детский сад с.Шелтозеро» путем его присоединения к МОУ «Шелтозерская СОШ».
Статус школы: сельская, базовая с этнокультурным (вепсским) компонентом. В школе действуют 3 разновозрастных группы дошкольного образования и 11 классов-комплектов.
История школы Школа расположена в Шелтозерском вепсском сельском поселении Прионежского района Республики Карелия, в 84 км от столицы Республики Карелия г.Петрозаводска. Это территория исторического проживания вепсов – одного из коренных малочисленных народов Северо-Запада России. Здесь можно услышать разговорную вепсскую речь, попробовать калитки, сканцы и другие национальными блюда, увидеть выступление Вепсского народного хора, в 2011 году отметившего свое 75-летие, посетить Шелтозерский вепсский этнографический музей им.Р.П. Лонина (филиал Национального музея Республики Карелия), главный хранитель материальной и духовной культуры вепсов. История школы восходит к 1805 году, когда, по сообщению газеты «Олонецкие губернские ведомости» (№ 47 за 1805 г.), в Петрозаводском уезде расстоянием 80 верст от Петрозаводска было открыто Шелтозерское земское училище, в котором учителями назначались приходской священник Федор Андреев и пономарь Егор Никифоров. На протяжении XIX века в школе, где большинство учеников составляли вепсы, работали русские учителя, поэтому главной целью первого года обучения было научить русскому языку. Для этого Священный Синод принял решение о создании новой программы обучения в инородческих школах, по которой курс обучения вместо трех лет составил четыре. В начале XX в. преподаванию вепсского языка в школе уделялось большое значение, были изданы учебники вепсского языка и учебники на вепсском языке (в них использовался кириллический алфавит), но в 1937 г. преподавание вепсского языка в школе было запрещено. В годы Великой Отечественной войны (в период финской оккупации 1941-44 гг.) обучение в школе велось на финском языке финскими же учителями. В 80-е г.г. XX века началось возрождение языка и культуры вепсов. В школе ввели факультативное преподавание вепсского языка, был создан детский вепсский хор. Директором школы в те годы была Роза Фоминична Максимова, заслуженный учитель КАССР (1983), одна из авторов (вместе с учителем Э.В. Котиной) вепсского «Букваря» на кириллице. В 1989-2010 гг. директором школы была Татьяна Сергеевна Смирнова, вепс по национальности, заслуженный учитель Республики Карелия (1998), которая также внесла большой вклад в дело возрождения и сохранения национального языка и культуры вепсского народа. В 1993 г. в начальной школе вводится обязательное преподавание вепсского языка, продолжающееся потом и на ступени основного общего образования. С 2007 г. на базе школы в каникулярное время организуются детские этнокультурные лагеря по принципу «языкового гнезда», трансляции знаний «Бабушка и внуки». В 2010 г. директором школы назначена Ольга Петровна Маричева, также уделявшая большое внимание работе по сохранению и развитию вепсского языка и культуры. По муниципальной целевой программе «Развитие образования в Прионежском муниципальном районе в 2011-2015 гг.» школа получила статус базовой, реализующей учебный план с этнокультурным (вепсским) компонентом, и центра по поддержке преподавания вепсского языка и сохранения культуры вепсского народа. С декабря 2013 г. директором школы работает Наталия Юрьевна Быкова – выпускница и впоследствии педагогический работник нашей школы, в школьные годы участница Детского вепсского хора, а ныне уже на протяжении многих лет поющая в Вепсском народном хоре. В настоящее время вепсский язык как обязательный учебный предмет изучается в школе на всех уровнях общего образования с 1 по 11 класс, его освоение начинается в группах дошкольного образования. С 2014 г. на базе школы начинается проведение значимого этнокультурного мероприятия, приуроченного к дню родного языка 21 февраля: фестиваля вепсского музыкального фольклора «Песенный клубок», в котором участвуют дети вепсских сельских поселений, обучающиеся в общеобразовательных и Детской музыкальной школе с.Шелтозеро (и ее филиале в п.Кварцитный), а также дошкольники.
Специфика школы Местонахождение и история школы определяют ее специфику, в силу которой школа как центр формирования национального самосознания ориентируется на «преимущественное, усиленное изучение родины» (К.Д. Ушинский): т.е. органическим, естественным является воспитание на традициях национальных, далее же круг идей и представлений, воспринятых на национальной почве, расширяется до мировых, общечеловеческих. «Прекрасной школой воспитания гражданственности» называл краеведение академик Д.С. Лихачев. По его мнению, любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой местности необходимо для сохранения культуры страны. Краеведение учит любить свои родные места и знать о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Этнокультурная составляющая является неотъемлемой частью образовательной деятельности школы, что является ее спецификой и отличает ее от других ОУ. В течение 2-х последних десятилетий в школе образовательными средствами решаются задачи возрождения языка, истории и традиций вепсского народа, благодаря чему создается атмосфера общего семейного дома, в котором охотно сотрудничают ученики, учителя и родители. Праздники, достижения и успехи, проблемы и устремления – вся разнообразная школьная жизнь является составной частью общественной жизни вепсов Карелии. Наши школьники участвуют в республиканских и межрегиональных праздниках, проектах и других мероприятиях, что способствует их успешной социализации. Обогащение этнокультурной составляющей реализуемых в школе и на ее базе основных общеобразовательных программ (в т.ч. дополнительных) делает их более интересными и востребованными. Вепсскую культуру, традиции и историю обучающиеся школы изучают на всех уровнях общего образования на примерах героев фольклора и литературы, биографий представителей вепсского народа знакомятся с укладом жизни и этическими ценностями народа вепсов. Полученные знания способствуют их адаптации к современному поликультурному обществу. Этнообразование в т.ч. способствует формированию у детей и молодежи привычки к здоровому образу жизни, родители школьников поддерживают образовательную политику, включающую социальный заказ на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. В школе разработана система комплексных общешкольных дел, организация и проведение которых расширяет и укрепляет социально-партнерские связи школы с социумом (общешкольная ВПИ «Зарница», фестиваль вепсского музыкального фольклора «Песенный клубок» и др.). Школа тесно сотрудничает с КРОО «Общество вепсской культуры», КРОО «Вепсский дом ремесел «Каичей», КРОО «Союз вепсской молодежи Карелии «Вепсан везад», КРОО «Молодежный информационно-правовой центр коренных народов «Невонд», БУ «Центр национальных культур и народного творчества Республики Карелия», Шелтозерским этнографическим музеем им. Р.П.Лонина В 2015 году воспитатели групп дошкольного образования приняли участие в межрегиональном конкурсе творческих проектов «Говорю я – говорят дома: финно-угорские языки в детском саду и семье», организованном Обществом «Финляндия-Россия», и победили в номинации «Проект эффективного сотрудничества детского сада и семьи по обучению детей финно-угорскому языку» с проектом «Мои корни- мои следы». В 2016 году школа совместно с КРОО «Молодежный информационно-правовой центр коренных народов «Невонд» и при поддержке Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями и средствами массовой информации реализует проект «Мой язык – моя Родина» («Minun kei' – minun Kodima») в рамках реализации подпрограммы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Карелия» на 2014-2020 годы государственной программы Республики Карелия «Развитие институтов гражданского общества и развитие местного самоуправления, защита прав и свобод человека и гражданина» на 2014-2020 годы на 2016 год.
|